Сделать свой сайт бесплатно

Реклама

Создай свой сайт в 3 клика и начни зарабатывать уже сегодня.

@ADVMAKER@

Владимир Качесов - Куртуазный маньеризм в музыке

14.11.2011

Если «куртуазный» означает «вежливый, воспитанный», а «маньеризм» происходит от «манера, манерность, изысканность», то в одновременном сочетании этих слов появилось совсем иное значение. От буквального перевода осталась только манерность и причудливость, но прибавились ироничность, шаловливость и эротичность произведений, написанных в этом стиле. Таковы стихи моих друзей – куртуазных маньеристов: Вадима Степанцова, Виктора Пеленягрэ, Андрея Добрынина, Константэна Григорьева, Дмитрия Быкова.

Можно было бы и дальше утверждать и развивать эту мысль, но…

Таковым куртуазный маньеризм был не долго: с 1991 года до примерно 1995-6 годов. Это, можно сказать, классический период куртуазного маньеризма - лёгкий, воздушный, иногда страшноватый. Затем эпоха стала круто меняться - появились другие герои – вместо эстетствующей интеллигенции на экранах телевизоров появились бандиты и прочая публика. Степанцов сколотил рок-команду «Бахыт-Компот», Пеленягрэ ушёл в попсу, Быков в журналистику. Они и раньше занимались всем этим, но в середине 90-х произошёл окончательный поворот в сторону зарабатывания денег – это закономерно. Но название продолжали эксплуатировать.

А что же музыка?

С гордостью могу утверждать, что единственным куртуазным композитором в настоящее время являюсь я – Владимир Качесов.

Здесь, правда, необходимы некоторые разъяснения. Также, как тексты к песням группы «Бахыт-Компот» не являются по своей эстетике куртуазным маньеризмом, но являются творением Вадима Степанцова (основателя куртуазного маньеризма), - всё что поётся этой группой также не является куртуазным маньеризмом в музыке (это что-то припанкованное, и мне совершенно чуждое). Но название уже раскручено и потому часто используется не по назначению.

Куртуазная музыка начинается с европейского средневековья – песни трубадуров, труверов, миннезингеров. В эпоху галантного 18 века куртуазность во всём становится нормой, и французские клавесинисты – Рамо, Куперен, а так же во многом Гайдн, Моцарт создали множество изысканнейших произведений, которые в наше время предпочитают исполнять в исторических костюмах и напудренных париках.

Но иронию и лёгкий налёт шаловливой эротики могло породить только время – а именно временная дистанция к той галантной эпохе, которая воспринимается сейчас как нечто беззаботное, вечно танцующее и флиртующее. Всё то, чего нам так не хватает…

Всё началось с моих романсов на стихи из первого сборника куртуазных маньеристов, затем, увлекшись, я написал квартет «Moz-Art», с которым стал лауреатом международного конкурса композиторов в Германии. Позже у меня возник сюжет будущей «куртуазной оперки в стиле рок-коко «ПЬЕР и АННЕТ» где либреттистом выступил блистательный Вадим Степанцов. Оперка с успехом шла в Нижнем Новгороде, исполнялась на фестивале в Германии, а в 2010 была поставлена в Москве (Артемий Троицкий смеялся и аплодировал от души, Стриженовы тоже были счастливы, как и все зрители). Все мои усилия сподвигнуть Вадима на создание продолжения этой оперки (а это полноценная комическая опера с чертами мюзикла) не имеют поддержки с его стороны. А ведь я задумал ещё более смешное и энергичное действие, чем в первой части – может придётся самому сочинить не только сюжет, но и либретто!

Сейчас я пишу на стихи поэтов допушкинской поры (одну тетрадь из 10 песен уже закончил), подобная музыка у меня используется в балете «РАСПУТИН», так что куртуазный стиль в музыке живёт, причём в моей музыке!




Rambler's Top100

 

Комментарии (0)Просмотров (928)